1651 г. Томас Гоббс печатает сочинение Левиафан в Лондоне

Томас был сыном простого священника, но имел богатого дядю, который его воспитал. Окончив Оксфордский университет, Томас стал зарабатывать на жизнь преподаванием в аристократических семьях. Был знаком с такими людьми, как Фрэнсис Бэкон и Галилео Галилей (познакомился во время поездки в Италию с одним из воспитанников).

Время, в которое жил Томас, не позволяло открыто заявить о своих атеистических взглядах. Поэтому детский учитель напрямую не отрицал религию, а даже утверждал, что она полезна для того, чтобы держать народ в узде.

Философия истории Гоббса, наблюдавшего острейший социальный конфликт Английской гражданской войны, описывает первоначальное состояние общества как войну между людьми, которые являются друг для друга врагами. Краеугольным камнем представления Гоббса о человеке является утверждение о том, что основной мотив деятельности человека — это стремление к удовольствию. Поэтому в поисках удовлетворения своих потребностей люди в своём естественном состоянии ведут войну всех против всех (человек человеку волк). Всем людям изначально даны (Творцом) одинаковые физические и умственные способности. Для того, чтобы начать жить мирно, людям пришлось договориться и создать государство, обеспечивающее безопасность. Но людям, которые изначально обладали полной свободой, пришлось отдать государству часть своих прав в обмен на общую безопасность. Таким образом, мыслитель, стал одним из основоположников концепции общественного договора.

Среди трех форм существования государства (демократия, олигархия и монархия) философ считал монархию наилучшей формой правления. При демократии правит глупый народ, что приводит к созданию партий. Деятельность партий ведет к гражданской войне. Аристократия является промежуточной формой между демократией и монархией. Монархия — идеал власти, которая должна быть сильной и единой. Государство отождествляется с Левиафаном, подавляющим людей (забирающим часть прав для обеспечения безопасности). Таким образом, формирование человеческого общества является изначально разумным процессом, который осуществляется атомарными индивидами.

В теории Гоббса правильно описан процесс исторического формирования властной общественной страты (правители, чиновники, воины). Исходя из функций властной страты, можно предположить, что она формировалось именно для обеспечения внутренней и внешней безопасности общества. Однако, преподаватель не объясняет возникновение духовной страты (жрецы, священники, философы, художники и т.п.) . Религия у Гоббса низведена до инструмента государства, которое реализует свою власть. Благочестие и мораль приравниваются к гражданской добродетели повиновения закону, то есть тому договору, который люди заключили ради своей безопасности.

Теория мыслителя отражает то, что христианская церковь потеряла свою духовную силу. Одновременно политики (властная страта) стараются использовать церковь в своих интересах. Церковь в эти времена разрушается и под воздействием третьего сословия (материальной страты) через Реформацию и приспособление под нужды буржуазии.

Путь: Темза
Субъект: Томас Гоббс
Страна: Англия
Географические координаты: 51.507223,-0.1276
Год: 1651
Возраст субъекта: 63
Место: Лондон

Оставьте комментарий